Есть вопросы?
Можете задать их
нашему специалисту
Мнестическая деятельность — это работа головного мозга, направленная на восприятие, систематизацию и последовательное воспроизведение информации. Интеллект тесно связан с памятью: если человек плохо запоминает даже небольшое количество слов или предметов и не может воспроизвести недавние события, ему сложно обучаться, работать, адаптироваться к социальной жизни.
Общий симптом у всех интеллектуально-мнестических нарушений — ухудшение умственных способностей и памяти. Такие патологии диагностируют у людей разных возрастов. Они бывают врожденными и приобретенными, тотальными и точечными.
Выделяют несколько форм нарушения памяти1:
● Гипермнезия. Патологическое значительное или резкое обострение памяти. Проявляется чрезмерным обилием воспоминаний, которые носят яркий образный характер и охватывают как событие в целом, так и мельчайшие подробности.
● Амнезия — частичная или полная утрата памяти. Амнезия имеет несколько форм:
○ ретроградная — человек не помнит, что было до начала болезни;
○ фиксационная — нарушается кратковременная память;
○ прогрессирующая — память ухудшается постепенно.
● Парамнезия — искажение запоминаемой информации, чаще всего преувеличение.
● Гипомнезия — общее нарушение памяти.
Когда расстройства запоминания и воспроизведения информации сопровождаются другими проблемами, связанными с умственной деятельностью и эмоциональной сферой, говорят об интеллектуально-мнестических нарушениях. В медицинской практике их классифицируют в зависимости от характера поражения головного мозга2.
Возникает у больных алкоголизмом, пожилых людей, людей после инсульта и травм головы3. Человек не помнит события ближайшего прошлого, не может воспроизвести только что услышанную речь. Однако долговременная память сохраняется: например, больной не может рассказать, что он сегодня ел и куда ходил, но помнит фамилии бывших одноклассников и события десятилетней давности.
Провалы в памяти человек начинает заполнять своими фантазиями. Он становится раздражительным, быстро устает, теряет интерес к жизни. При Корсаковском синдроме нет грубых нарушений интеллекта — больного спасают долговременная память и усвоенные в прошлом знания.
Этим заболеванием страдают почти 50 млн человек в мире4. Для деменции характерно выраженное снижение интеллекта — приобретенное слабоумие. Оно бывает полным и частичным.
Часто патология развивается на фоне паралича, атрофических процессов в коре головного мозга (болезни Альцгеймера), эпилепсии, шизофрении, а также при травмах головы и в старческом возрасте.
При полном слабоумии больные не могут критически оценивать себя, приобретать новые знания и навыки. Отмечаются ухудшение памяти, непоследовательность суждений, неспособность соблюдать нормы морали. В быту такие люди беспомощны.
Частичное слабоумие затрагивает отдельные психические сферы: внимание, память, концентрацию. У человека возникают проблемы со счетом, запоминанием дат, имен, событий. Больной не может сосредоточиться, становится раздражительным, у него резко меняется настроение. При этом он способен критически оценить ситуацию и обратиться за помощью.
Встречается у детей и взрослых, но чаще возникает в преклонном возрасте на фоне атрофических изменений в мозге2. Проявляется ухудшением памяти, потерей воли и сообразительности, эмоциональной нестабильностью.
Нарушения затрагивают все сферы памяти: восприятие, запоминание и воспроизведение. Больной не может осмысливать сложные ситуации, становится равнодушным к происходящему. Круг интересов и словарный запас резко сужаются. Отмечаются упрямство и внушаемость. В разговоре человек не может выделить главное, заостряет внимание на несущественных деталях.
Выделяют четыре разновидности психоорганического синдрома5:
● Астенический. Неадекватная реакция на обычные события, сильная утомляемость, слезливость, непереносимость громких звуков и резких запахов.
● Эксплозивный. Суетливость, резкие перепады настроения: радость сменяется вспышками гнева, которые переходят в депрессию.
● Эйфорический. Ослабление воли, ухудшение памяти, патологические зависимости (обычно от алкоголя).
● Апатический. Резкое снижение интеллекта, безволие, равнодушие к окружающим.
Частые спутники психоорганического синдрома: головные боли и головокружения, плохая переносимость жары, метеозависимость. У детей эта патология проявляется импульсивностью, неусидчивостью, невнимательностью, переоценкой своих способностей.
Олигофрения (врожденное слабоумие) встречается у 1–3% людей. Развивается в утробе либо в первые три года жизни6.
Стадии олигофрении:
● Дебильность. Самая легкая степень слабоумия. Взрослые люди остаются на уровне развития 12-летнего ребенка.
● Имбецильность. Характеризуется примитивной, но понятной речью. Агрессия отсутствует. Интеллектуальное и психическое развитие сохраняется на уровне 3–7 лет.
● Идиотия. Это полное слабоумие с отсутствием речи и нарушением двигательной сферы. Умственное развитие соответствует возрасту 2–3 лет. Такие люди полностью беспомощны.
Врожденное слабоумие возникает при поражениях мозга в утробе, на фоне хромосомных аномалий, резус-конфликта ребенка и матери, из-за инфекций и травм3.
Основной фактор — поражение нервных клеток из-за болезни, травм или возрастных изменений в организме.
Часто патологии памяти и интеллекта развиваются на фоне следующих состояний:
● опухоли головного мозга и черепно-мозговые травмы;
● нарушение мозгового кровообращения, гипоксия;
● заболевания лимбической системы (совокупности нервных структур в головном мозге);
● абсцессы головного мозга;
● эпилепсия;
● сильные интоксикации (в том числе алкогольная);
● атеросклероз;
● наследственные и генетические нарушения;
● неблагоприятное течение беременности (в том числе алкоголизм у матери) и родов;
● тяжелые инфекции у новорожденного (краснуха, токсоплазмоз);
● нехватка витаминов группы В.
Обследованием больных с расстройствами интеллекта и памяти занимаются врачи-неврологи и психиатры. Доктор ставит диагноз на основании клинической картины: общается с пациентом и анализирует симптомы заболевания.
Для уточнения характера патологии назначают анализы крови, а для выявления очагов поражения головного мозга — МРТ, КТ и УЗИ.
Для диагностики мнестических нарушений используют опросники7, с помощью которых врач:
● Оценивает состояние непроизвольной и произвольной памяти. Спрашивает пациента о текущем моменте (город, число, месяц), последних событиях (куда ходил, что ел, с кем общался), дает отсроченное поручение (положить книгу под кровать и через несколько минут вспомнить, где и что лежит).
● Выявляет состояние долговременной и эпизодической памяти. Задает вопросы о государственных праздниках, просит назвать имена родственников и даты их рождения, пересказать сказку (например, про колобка).
● Оценивает слухоречевую и зрительную память. Предлагает запомнить и воспроизвести названия предметов, короткие рассказы, описать увиденные изображения.
Для диагностики когнитивных функций при деменции, слабоумии и подозрении на патологии используют скрининговые, нейропсихологические и психометрические тесты8.
Как правило, интеллектуально-мнестические расстройства характеризуются плохим прогнозом. Однако, даже при необратимых нарушениях состояние больного можно скорректировать и достигнуть максимально возможной адаптации к жизни в обществе.
Лечение интеллектуально-мнестических расстройств включает в себя терапию основного заболевания, коррекцию симптомов и адаптационную реабилитацию пациента.
Доктор может назначить:
● антибиотики, если есть тяжелые инфекции, например, токсоплазмоз;
● гормональные средства при эндокринных патологиях;
● нейролептики и ноотропы для улучшения мозговых функций;
● психотропные препараты для коррекции сопутствующих расстройств;
● витамины группы В для улучшения функций нервной системы.
Для симптоматической терапии интеллектуально-мнестических нарушений широко используется препарат Максотропил от российского производителя ООО «Авексима». Действующее вещество — пирацетам. Он способствует восстановлению памяти, улучшает концентрацию, умственные и познавательные функции, облегчает процесс обучения11. Максотропил выпускается в виде растворимых шипучих таблеток, рекомендован пациентам старше 18 лет12.
Помимо лекарств, доктор может назначить диетотерапию и комплексы упражнений для стимуляции работы мозга.
Для поддержания нормального уровня памяти и интеллекта ведите здоровый образ жизни. Включайте в рацион овощи и морепродукты, занимайтесь спортом, регулярно бывайте на свежем воздухе.
Проходите тесты на логику, решайте сканворды, играйте в логические игры. Больше читайте, учите стихи, тренируйте письменные навыки.
Избегайте стрессов, перенапряжения, соблюдайте режим сна и отдыха. Своевременно проходите обследования, особенно если у близких есть умственные нарушения и заболевания, связанные с поражением головного мозга.
➢ Интеллектуально-мнестические нарушения связаны с ухудшением умственных способностей и памяти.
➢ Патология возникает на фоне заболеваний головного мозга, может быть наследственной и приобретенной.
➢ К интеллектуально-мнестическим расстройствам относят врожденные формы слабоумия, Корсаковский, пссихоорганический и дементный синдромы.
➢ Основные симптомы — нарушения восприятия и запоминания, проблемы с обучением и бытовым самообслуживанием, нестабильная эмоциональность.
➢ Патологии диагностируют на основании клинической картины, а также с помощью аппаратных исследований.
➢ Лечение включает в себя прием медикаментов и реабилитационные комплексы.
1 Мартынова А. В. Человеческая память норма и аномалии // Вестник МГУП. 2012. №4. https://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskaya-pamyat-norma-i-anomalii
2 Снедков Е. В., Соляник М. А., Поляков Ю. И. Психопатологические синдромы: учебно-методическое пособие /.— СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2016. — 56 с. http://szgmu-psychiatry.ru/f/psihopatologicheskie_sindromy.pdf
3 Психиатрия и наркология. Под общей редакцией профессора А. А. Кирпиченко. Утверждено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебника для студентов специальности «Лечебное дело» учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. https://medex.am/_mx/uploads/books/files/psychiatry-and-narcolgy-kirpichenko-2005.pdf
4 Екушева Е. В. Когнитивные нарушения — актуальная междисциплинарная проблема. РМЖ. 2018;12(I):3237.https://www.rmj.ru/articles/nevrologiya/Kognitivnye_narusheniya_aktualynaya_meghdisciplinarnaya_problema/#ixzz7wd64Krrb
5 Григорьева Ю.О. Аффективный, психоорганический и астенический синдромы как следствие хронического стресса // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 832-833;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9488
6 Лавров А. В., Банников А. В., Чаушева А. И., Дадали Е. Л. Генетика умственной отсталости // Рос вестн перинатол и педиат. 2016. №6. https://cyberleninka.ru/article/n/genetika-umstvennoy-otstalosti
7 Ахутина Т. В., Варако Н. А., Зинченко Ю. П., Кроткова О. А., Микадзе Ю. В., Фуфаева Е. В. Клинико-психологическая диагностика и клинико-психологическая реабилитация пациентов с нарушениями памяти при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации // Consilium Medicum. 2016. №2-1. https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-psihologicheskaya-diagnostika-i-kliniko-psihologicheskaya-reabilitatsiya-patsientov-s-narusheniyami-pamyati-pri
8 Соловьева А. П., Горячев Д. В., Архипов В. В. Критерии оценки когнитивных нарушений в клинических исследованиях // Ведомости Научного центра экспертизы средств медицинского применения. 2018. №4. https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-otsenki-kognitivnyh-narusheniy-v-klinicheskih-issledovaniyah
9 Федин А. И. Пирацетам в лечении инсульта и когнитивных расстройств // Нервные болезни. 2006. №4. https://cyberleninka.ru/article/n/piratsetam-v-lechenii-insulta-i-kognitivnyh-rasstroystv
10 Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата Максотропил® ЛП-005592. https://maxotropil.ru/upload/instruction.pdf
СОГЛАСНО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДОСТАВЛЕННАЯ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ, ПРЕДНАЗНАЧЕНА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦЕВТИКИ